ВСД у детей характеризуется расстройством висцеральных функций различных органов и систем организма вследствие отклонений в центральных отделах вегетативной нервной системы. Как правило, патология сопровождается психоэмоциональными нарушениями.
Признаки заболевания наблюдают у 30-80% детей, проживающих преимущественно в городе. Их можно выявить в любом возрасте, но, чаще всего, диагноз всд ставят детям 7-8 лет и подросткам, как правило, девочкам.
Причины всд
Причины появления вегетативных расстройств многообразны. В основном, отклонения обусловлены первичной дисфункцией различных отделов вегетативной нервной системы, передаваемой по наследству по линии матери. Другие факторы, чаще всего, исполняют роль пускового механизма уже имеющегося скрытого вегетативного нарушения.
Синдром всд может сформироваться по следующим причинам:
1.Перинатальные поражения центральной нервной системы, провоцирующие эмоциональный дисбаланс, невротические и психотические нарушения у детей, неадекватные реакции на стрессовые ситуации.
2.Психотравмирующие воздействия на ребенка, которые приводят к психической дезадаптации. А она, в свою очередь, способствует усилению вегетативных расстройств. К таким травмирующим факторам относятся:
конфликты в семье и школе;
алкоголизм у родителей;
отсутствие отца или матери;
изолированность ребенка в семье или чрезмерная опека со стороны родителей;
эмоциональные и умственные перегрузки;
хронические стрессы.
3. ВСД у детей может проявиться под воздействием разнообразных соматических, эндокринных, неврологических заболеваний, аллергических состояний, аномалий конституции, особенностей климата, экологического неблагополучия, гормональной перестройки (всд у подростков), гиподинамии, несоблюдения режима питания и т.п.
Последствия всд
Вегето-сосудистая дистония в сочетании с другими неблагоприятными факторами может спровоцировать развитие многих патологических состояний и заболеваний:
артериальную гипертензию;
ишемическую болезнь сердца;
экстрасистолы при всд (ощущение толчка в сердце, а потом замирания);
бронхиальную астму;
язвенную болезнь и др.
ВСД у детей определяет течение и развитие многих заболеваний. В свою очередь, другие патологии могут усугубить вегетативное нарушение. Это вызывает различную выраженность проявлений ВСД. В детском возрасте вегетативные изменения часто имеют многоорганный характер с преобладающей дисфункцией какой-либо одной системы (как правило, сердечно-сосудистой).
Как вылечить всд?
Лечение должно быть длительным, комплексным и индивидуальным, с учетом особенностей вегетативного нарушения и его происхождения. Предпочтительнее использовать немедикаментозные методы:
нормализация режима дня;
дозированная физическая нагрузка и зарядка при всд;
устранение гиподинамии;
ограничение эмоционального воздействия (компьютерные игры, телевизор);
индивидуальная и семейная психологическая коррекция;
регулярное и правильное питание.
Это основные методы. Дополнительно могут применяться водные процедуры, иглорефлексотерапия, лечебный массаж, физиотерапевтическое воздействие.
Если немедикаментозные методы не помогают, индивидуально назначается медикаментозная терапия: сначала препараты даются в минимальных дозах, лишь постепенно дозировка увеличивается до более эффективной. Медикаментозная терапия включает:
седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропы;
глицин, глутаминовую кислоту, пантогаму, комплексы витаминов и микроэлементов;
средства для улучшения периферического и церебрального кровообращения (винпоцетин, циннаризин, никотиновая кислота, пентоксифиллин).
Одновременно лечатся хроническая очаговая инфекция и сопутствующие соматические, эндокринные и другие патологии.
При обнаружении ВСД не стоит делать из ребенка мнительного хронического больного. Во многих случаях отсутствие медикаментозного лечения не мешает детям жить нормальной жизнью и чувствовать себя вполне хорошо. Если же все время напоминать ребенку о его «болезненном» состоянии, можно повредить его психику. Противопоказания при всд: стресс, недостаточный отдых, избыточное напряжение, чрезмерные физические нагрузки (обычная физкультура, наоборот, полезна).