Приобщение человека к определенной профессии всегда начинается с самоопределения, с некоей самоидентификации с определенного рода деятельностью. Действительно, сколь бы элитной, популярной и востребованной не была бы определенная деятельность, человек ни за что не станет заниматься ею на постоянной основе, если он явно ощущает неприятие по отношению к ней. Безусловно, у каждого из нас имеется некий набор установок, согласно которым выкристаллизовываются некие, совершенно неприемлемые для нас, особенности внешней среды. Их главная особенность состоит в том, что мириться с ними, а тем более, приобщаться к ним по доброй воле мы не будем ни при каких обстоятельствах.
Самоидентификация очень важна в плане выбора профессии. Этот тезис, можно сказать, абсолютен. Причем важно, что, не только, первичная профориентация, имеющая место после окончания школы, основана на подсознательных предпочтениях, но и дальнейший серфинг от профессии к профессии на протяжении всей жизни.
Профессиональная пригодность, сокращаемая, впрочем, чаще всего до профпригодности, таким образом, напрямую связана, не только со способностью выполнять какую-либо деятельность на профессиональной основе, но и с подсознательной готовностью человека заниматься ею. Профессиональная пригодность всегда рано или поздно всплывает на поверхность в контексте подбора профессии. Правильное понимание сущности и содержания профессиональной пригодности в узком и широком смысле сможет оказать реальную помощь в выборе профессии, а также в осознании своих реальных шансов на реализацию на том или ином поприще. Действительно, никто ведь не станет отрицать безусловной связи теории с практикой. В нашем случае трудоустройство и карьерное продвижение, а также удовлетворение от работы есть практика, а вопросы профессиональной ориентации и профессиональной пригодности – сопутствующая ей теория.
Традиционно к вопросам профпригодности относят совокупность определенных способностей, умений, навыков и даже талантов, которые помогли бы человеку иметь успех в определенной профессиональной деятельности. Профессиональная пригодность соединяет в себе не только чисто физические способности человека, его морфологические характеристики, но и чисто психологические особенности его организма и его личности, которые способствовали бы максимальному освоению им определенной профессии, проявлению эффективных результатов в ней. Понятно, что для этого придется постигать различные знания, набираться практического опыта и т.д., и т.п. К психическим основаниям профессиональной пригодности стоит относить дополнительно также и способность человека испытывать известную степень морального удовлетворения от результатов труда (профессиональной деятельности), а также от самого процесса ее выполнения.
Любопытно, что профпригодность есть качество наживное, а не врожденное. Ее можно приобрести в процессе жизнедеятельности, но без специальной подготовки стать полностью профессионально пригодным к той или и ной деятельности практически невозможно. Чаще всего естественным путем профессиональные и трудовые навыки возникают непосредственно в процессе выполнения соответствующей деятельности, превращаясь в умения и привычки. Впоследствии уже после того, как профессиональная ориентация человека станет состоявшимся фактом, уже она сама сможет формировать жизненные устои и предпочтения человека. В этом случае появляется фактор «влияния профессии на обыденную жизнь», который до боли знаком многим из нас на примере людей вокруг, а иногда и на своем собственном примере.
Важность и значимость профессиональной пригодности в процессе определения с будущей трудовой и профессиональной деятельностью понимается даже на государственном уровне. Более того, не только понимается, но и нормативно фиксируется. Пример тому — это существование определенных требований при приеме граждан на работу. Соответственно, предполагается, что человек должен быть профессионально пригодным к конкретной деятельности. Заранее это установить можно различными способами. В их число входят предварительные беседы, испытательные сроки, проверки, тестирования и т.п. Список можно продолжать.
Особое место занимает в числе превентивных мер проверки профессиональной пригодности ознакомление с содержанием медсправки о профпригодности. Ее официальное существование также следует относить к нормативному закреплению важности установления степени профессиональной пригодности человека к данной работе. Справка о профпригодности на сегодняшний день нужна не только при устройстве на работу, но даже при поступлении на учебу в средние и высшие учебные заведения нашей страны.
Официальное требование наличия медсправки на профпригодность устанавливает требование ее особого оформления. В частности, справка о профпригодности оформляется исключительно как медицинская форма 086/у, образец ее заполнения находится в государственном реестре. Форма 086/у заполняется на основании заключений врачей о состоянии здоровья человека. Причем заключения эти должны быть ориентированы на способность человека заниматься конкретной профессиональной деятельностью. Соответственно, справка о профпригодности (форма 086/у) всегда выдается для представления по вполне конкретному месту работы или месту учебы. Действительно, ведь требования к умениям для потенциального слесаря и учителя музыки принципиально отличаются друг от друга, как и требования к потенциальным студентам факультета физического воспитания и факультета высшей математики.
Профпригодность документально определяют, естественно, не только медсправки. Соответствующие дипломы, свидетельства, поручения и т.д. тоже играют свою роль. Опыт прошлой работы, отраженный в трудовой книжке, в данном случае выступает лучшим показателем профессиональной пригодности человека.