Какие применения можно найти для обычного кирпича? Это один из вопросов, который адъюнкт-профессор кафедры нейрофизиологии Университета Торонто Ошин Вартанян задает добровольцам в тот момент, когда их мозг подвергается сканированию при магнитно-резонансной томографии. Его особенно интересует вопрос о том, какие именно участки головного мозга возбуждаются в тот момент, когда участники эксперимента начинают давать нетривиальные ответы на заданный вопрос.
Цель проводимых исследований в том, чтобы определить участки мозга, ответственные за творческий процесс. Канадский исследователь сначала определяет те зоны, которые активизируются при поисках ответа, а затем сравнивает результаты с тем, как другие участники эксперимента справлялись с такой же задачей. Проблема, однако, в том, что процесс творческого мышления протекает по-разному у ученого и писателя, у музыканта и математика. Кроме того, не так-то просто добиться от людей творческого мышления в тот момент, когда они находятся в процессе сканирования мозга.
До сих пор существовала теория о том, что эту функцию выполняет правое полушарие, однако в ходе исследований в Университете Торонто внимание ученых привлекла активность в передних долях головного мозга, которая нарастает по мере того, как участникам эксперимента демонстрируют нестандартные изображения, например чайную чашку с ножками или змею, выползающую из ключа. Для того, чтобы воспринять такое изображение и соотнести его с ранее известными, участникам эксперимента приходится напрягать свои творческие способности. Кроме того, эти участки головного мозга активизируются в тот момент, когда экспериментаторы предлагают участникам решить какую-нибудь загадку.
Если ученым удастся разобраться в механизме принятия творческих решений, то в будущем, отметила газета «Глоб энд мейл», возможно, удастся улучшить процесс преподавания в школах. «Существуют растущие опасения по поводу того, что в Северной Америке сокращается число людей, способных к творческому мышлению, — пишет газета. — Недавнее, пока еще не опубликованное исследование, проведенное экспертом из колледжа Уильяма и Мэри в штате Вирджиния указывает на то, что способность к творчеству у 300 тыс детей и взрослых в США и Канаде снижается, по крайней мере если оценивать ее по итогам стандартных тестов».