Анализ, представленный на Британском Научном Фестивале профессором Хэйди Джохансен-Берг (Heidi Johansen-Berg) из Университета Оксфорда показывает, что воздействие слабого электрического тока , направленного в специфические участки мозга, может улучшить их деятельность и облегчить процесс обучаемости.
В ходе исследования учеными рассматривались изменения в мозге, происходящие после того, как человек достигает зрелого возраста. Также изучались изменения, которые являются результатом паралича. Исследователи контролировали мозговую деятельность с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ) в то время как пациенты, перенесшие паралич, снова учились развивать двигательные способности. Целью исследователей было выяснить, могло ли стимулирование мозга инвазивным методом, то есть путем применения электрических токов, улучшить процесс физического восстановления пациентов. При рассмотрении этой возможности ученые обнаружили, что то же самое стимулирование мозга током способствовало повышению скорости процесса обучаемости у здоровых взрослых людей.
Исследователи использовали эксперимент, в котором участникам предлагалось запомнить последовательность нажатия кнопок – действие, которое было схоже с игрой на фортепиано. Респондентам надели устройство трансчерепного стимулирования током. Этот прибор посылал слабый электрический ток между двумя электродами, установленными в специфических областях мозга. Электроды были установлены прямо над левым ухом и выше правого глаза.
После всего лишь 10 минут этого стимулирования, известного как трансчерепное возбуждение постоянным током (TDCS), участники показали значительное увеличение скорости в процессе их обучаемости по сравнению с респондентами из контрольной группы.
Исследование показало, что электрическое стимулирование областей мозга ответственных за двигательные способности помогает испытуемым более быстро овладевать этими навыками. Ученые надеются, что тот же эффект может быть достигнут и в случае, когда стимулирование будет применено к другим областям мозга. В таком случае появится возможность стимулировать и ускорять весь образовательный процесс человека.
С точки зрения пациентов, перенесших паралич, Джохансен-Берг считает, что это электрическое стимулирование могло бы быть использовано в качестве дополнения к распространенной физиотерапии и увеличить шансы пациентов вновь научиться или приобрести навыки движения. Ее научно-исследовательская группа также видит потенциал данного метода лечения при подготовке атлетов к соревнованиям.
Но если в случае атлетов и повышения образовательного процесса использование подобных процедур может вызвать ряд вопросов этического характера, то для пациентов, которые перенесли паралич, это, несомненно, преимущественный шанс снова научиться ходить и говорить.