В любой компании существует категория сотрудников, которые, помимо основной деятельности, занимаются дополнительным заработком. Зачастую работодатели игнорируют такое поведение из-за невозможности поощрять, премировать, награждать за креативность, опыт, иные заслуги. По данным исследований более половины работающих в последние 3 года хоть единожды брались за выполнение заказа «на стороне», четверть – на постоянной основе ищут такую возможность. Большинство конфликтных ситуаций на этой почве возникают, благодаря нежеланию идти на компромисс. Каждая из сторон в какой-то степени права – руководство возмущено использованием времени и ресурсов компании не в ее пользу, а по мнению сотрудников, все претензии от работодателя – это уязвленное чувство собственности.
Обстоятельно рассмотрев все аспекты данной проблемы можно определить, что суть не в самом факте такой деятельности, а в том, что и как делают сотрудники для получения дополнительного заработка. За этим критерием подработки можно разнести по трем категориям: безобидные, полезные для роста профессионализма работника и вредные для компании. Хотя грамотный менеджер должен уметь извлечь выгоду даже из, казалось бы, заведомо проигрышной ситуации.
К первой категории принадлежат те, кто совмещает свою основную деятельность с занятием, больше похожим на хобби – изготовление сувениров, подарков и прочий «hand made». Отношения работодателя к такого рода поделкам колеблется от вполне лояльного до безразличного. Но даже от таких «бесполезных» творчеств можно извлечь много полезного: это и проведения занятий по тимбилдингу (мастер-класс для других сотрудников), на тимбилдинг цены представлены на сайте catalystrussia.ru, и оригинальность в поздравлении клиентов или партнеров с праздниками.
Ко второй категории относится деятельность, которая прямо влияет на квалификационный уровень работника. Это деятельность в сфере науки, консультаций, преподавания. Консалтинговые проекты дают дополнительный опыт исполнителям, работа преподавателем способствует расширению навыков публичных выступлений и позволяет быть осведомленным касательно направления развития той или иной сферы. Для получения выгоды от такой деятельности компании достаточно привлечь своих сотрудников к проектам внутри компании (выставки, конференции, работа с прессой). Также такая тактика дает существенную экономию на проведении тренингов с привлечением внешних консультантов.
Впрочем, не вся «левая» деятельность работников идет на благо родной компании. При проведении анонимных интервью около 70 % респондентов были готовы «поработать» на конкурентов. А директивные запреты или ограничения на подобную деятельность, как правило, не приносят ожидаемых результатов, потому что они имеют декларативную форму. Меры, которые могут помочь оградить компанию от негативного влияния сотрудников-совместителей:
1) применение санкций в случае просрочки выполнения заданий или низкого качества труда либо неправомерного использования ресурсов компании;
2) установления испытательного срока в случае выявления фактов работы на конкурентов;
3) контроль времени прихода-ухода, а также целей и количества поездок в рабочее время;
4) проверка истории браузеров, жестких дисков компьютеров сотрудников, корпоративной электронной почты;
5) исключение возможности расчетов за наличные деньги с клиентами;
6) организация периодических контрольных закупок с помощью специально нанятых для этого лиц.
Но, все же, стоит учитывать тот факт, что сотрудник с несколькими источниками доходов может более лояльно отнестись к своей компании в критические моменты, чем тот, у которого таких возможностей нет.
Автор: Эдуард Шинкин