Американские ученые опровергли распространенное мнение о том, что жировые отложения в области ягодиц и бедер относительно безопасны, тогда как избыточное скопление жира в брюшной полости приводит к развитию диабета и сердечно-сосудистых заболеваний. Результаты исследования, 10 января опубликованного он-лайн в журнале The Journal of Clinical Endocrinology and Metabolism, показывают ключевую роль глютеальной (ягодичной) жировой ткани в развитии метаболического синдрома.
Метаболический синдром (МС) — преддиабетическое состояние, к которому приводит сочетание таких факторов риска, как увеличение массы висцерального (брюшного) жира, высокое артериальное давление, инсулинорезистентность (снижение чувствительности периферических тканей к инсулину), нарушение липидного обмена.
Объектами исследования стали 45 пациентов, находящихся на ранней стадии развития МС и пока не страдающих от диабета и сердечно-сосудистых заболеваний. У каждого из них наблюдалось как минимум три фактора риска МС — висцеральное ожирение, артериальная гипертензия, умеренное повышение уровня глюкозы и липидов в крови (но ниже диабетических значений). У 30 членов контрольной группы допускалось наличие лишь одного фактора риска МС при нормальных показателях уровня сахара и триглицеридов.
В ходе исследования у всех участников были измерены уровни четырех продуцируемых жировой тканью адипокинов — гормоноподобных регуляторных белковых субстанций — в плазме крови и образцах подкожного жира, взятых из глютеальной жировой ткани. Речь идет о хемерине, резистине, висфатине и оментине-1. Оказалось, что в плазме и глютеальной ткани всех пациентов с МС существенно повышены уровни хемерина и понижены уровни оментина-1 по сравнению с контрольной группой. В отношении остальных адипокинов существенной разницы выявлено не было.
Таким образом, подчеркивают авторы, у пациентов с МС глютеальная жировая ткань секретирует слишком много хемерина, прямая связь между высоким уровнем которого и, по крайней мере, четырьмя из пяти факторов МС, в первую очередь с инсулинорезистентностью, ранее уже была выяснена, и слишком мало оментина-1, что ведет к повышению уровней глюкозы и триглицеридов в крови и снижению уровня «хорошего» холестерина.
«Жир в брюшной полости долгое время рассматривался как наиболее вредный для здоровья, а глютеальный, как полагали, наоборот, защищает от диабета и болезней сердца, — отметил лидер группы исследователей, профессор Ишварлал Джиалал (Ishwarlal Jialal) из UC Davis Health System. — Но наша работа развеивает миф о «невинности» глютеального жира. Кроме того, выявленные нами отклонения в уровнях продуцируемых этой жировой тканью адипокинов могут служить биомаркерами МС».